Персональная (личная, прямая) продажа является наиболее эффективным средством коммуникации на отдельных этапах реализации товара или при реализации конкретных товаров. Персональная продажа – составная часть системы продвижения товаров.
Под персональной продажей понимают участие представителя товаропроизводителя в ознакомлении потенциальных покупателей с продукцией и убеждении приобрести данный товар. Другими словами - это устное представление товара в ходе беседы с покупателями с целью продажи товара.
Персональная продажа имеет характерные черты, которые определяют ее отличие о других средств маркетинговых коммуникаций:
Под персональной продажей понимают участие представителя товаропроизводителя в ознакомлении потенциальных покупателей с продукцией и убеждении приобрести данный товар. Другими словами - это устное представление товара в ходе беседы с покупателями с целью продажи товара.
Персональная продажа имеет характерные черты, которые определяют ее отличие о других средств маркетинговых коммуникаций:
- торговые работники вступают в процессе своей деятельности в непосредственный контакт с покупателями, что, как правило, не свойственно другим средствам коммуникации, поэтому персональная продажа во многих случаях становится более эффективной;
- продажа осуществляется непосредственно торговым работником, поэтому важным моментом становится установление благожелательных межличностных отношений;
- торговые работники не являются сотрудниками отделов маркетинга или отделов, занимающихся коммуникациями, поэтому этот фактор необходимо особо учитывать при управлении их деятельностью.
- на тех стадиях продажи, в процессе которых необходимо сформировать потребительские преимущества;
- при оформлении значительных по объему заказов по прямым каналам;
- при концентрации потребителей на одной территории, в одном районе;
- при продаже дорогой и сложной техники, требующей разъяснений продавца, демонстрации техники в продаже, предоставления различных послепродажных услуг;
- при продаже новинок с целью их удачной презентации;
- при продаже товаров, требующих внесения в них изменений в соответствии с индивидуальными требованиями покупателя.
- индивидуальное внимание к каждому покупателю;
- активное взаимодействие покупателя и продавца;
- возможность изучения запросов покупателя путем наблюдения и анализа его поведения;
- возможность гибкости в поведении продавца, приспособления к интересам покупателя;
- возможность широкого информирования покупателя по интересующим его вопросам;
- большая вероятность ответной реакции покупателя в виде покупки;
- установление дружеских отношений с покупателями, способствующих формированию группы постоянных покупателей;
- возможность появления новых, незапланированных направлений сотрудничества;
- концентрация на определенных целевых рынках; большая результативность усилий по сравнению с другими коммуникационными средствами;
- возможность по реакции покупателя оценить маркетинговую политику, стиль продаж, ее организацию, квалификацию торговых работников и др.;
- психологическое воздействие на покупателя, формирующее у него положительную реакцию в ответ на предложения продавца;
- удобство персональной продажи для покупателя, если она осуществляется по каталогам, через Интернет, с доставкой на дом.
- ограниченность числа личных контактов, вызванных временными рамками и физиологическими возможностями продавца;
- недостаточная честность продавцов в оценке своего товара, вызывающая недоверие покупателя к мнению продавца;
- возможность чрезмерного психологического давления со стороны продавца, которая формирует у ряда покупателей предпочтение магазинам самообслуживания;
- высокая стоимость персональной продажи;
- сильная степень влияния на решение покупателя наличия у продавца негативных черт или его невысокой профессиональной подготовленности.