Вопрос 7 Технология проведения маркетинговых исследований рынков товаров и услуг

Маркетинговые исследования определение источников информации, сбор, анализ и отчёт о результатах исследований.


Основные термины рыночных исследований:

РЫНОК - совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей, сфера потенциальных
обменов, где взаимодействуют свободные продавцы и покупатели

РЫНОК ПРОДАВЦА – ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение (управляет продавец)

РЫНОК ПОКУПАТЕЛЯ – ситуация наоборот, когда предложение превышает спрос

ЕМКОСТЬ РЫНКА – Объем реализуемых на рынке товаров течении определенного периода времени

ДОЛЯ РЫНКА – удельный вес продукции предприятия в общем объеме реализации товара/услуги

ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА – Абсолютный или относительный объем товаров, который может быть закуплен или потреблен тем или иным сегментом рынка за определенный промежуток времени

СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА - выделение отдельных частей/сегментов/рынков, отличающихся друг от друга характеристиками спроса на товары/услуги, т.е разбивка потребителей по различным мотивациям и иным признакам.

СЕГМЕНТ – группа людей, одинаково реагирующих на комплекс маркетинга

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА -  набор инструментов для воздействия на целевой рынок

ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК – набор целевых сегментов

ЦЕЛЕВОЙ СЕГМЕНТ / ГРУППА ВОЗДЕЙСТВИЯ (ЦГВ) – сегмент, воздействие на который комплексом маркетинга дает наиболее выгодный результат

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА – оценка сложившейся ситуации, которую характеризуют:
  • Соотношение спроса и предложение
  • Уровень цен
  • Товарные запасы
  • Портфель заказов в отрасли
  • Иные экономические показатели
МОНОПОЛИЯ – господство на рынке одной фирмы, продающей конкретный товар или услугу

ОЛИГОПОЛИЯ – форма господства на рынке групповых монополий, при которой несколько крупных фирм осуществляют производство и сбыт основной массы товара/услуги

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ – определение места и положение товара/услуги в головах потребителей относительно конкурентов. Способ, с помощью которого потребители идентифицируют тот или иной товар/услугу по важнейшим для потребителя характеристикам.

ВЫБОРКА – группа потребителей, олицетворяющая потребителей выбранного сегмента рынка в целом

Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются:
  • изучение характеристик рынка,
  • замеры потенциальных возможностей рынка,
  • анализ распределения долей рынка между фирмами,
  • анализ сбыта,
  • изучение тенденций деловой активности,
  • изучение товаров конкурентов,
  • краткосрочное прогнозирование,
  • изучение реакции на новый товар и его объём,
  • долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Общая схема проведения маркетингового исследования:
1. Подготовительная стадия:
  • Определение проблемы и формулирование маркетинговых целей.
  • Планирование исследования.
  • Определение рамок (охват, сроки)
  • Выбор методов проведения маркетинговых исследований.
  • Подбор команды исполнителей.
  • Составление бюджета.
2. Стадия реализации:
  • Разработка исследовательских материалов (анкеты, вопросники, сценарии, карточки и т.п.).
  • Обучение исследовательского персонала
  • Проведение пилотного исследования
  • Проведение исследования согласно плану
  • Контроль – проверка качества полученных данных
3.  Заключительная стадия.
·         Проанализируйте результаты
·         Написание отчета и пояснений, выводы, рекомендации
·         Презентация заключительного отчета.
·         Контроль за использованием результатов и рекомендаций, оценка их использования и последствий

МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

  1. Кабинетное исследование, его формы
·         Справочники, научно-техническая литература, публикации, статистические сборники, периодические издания, патентные описания
·         Каталоги, рекламные сообщения
·         Доклады, материалы, полученные во время семинаров, конференций
·         Технико-экономическая информация, сведения, полученные при различных формах общения, отчеты о командировках
  1. Полевое исследование, его формы
·         Массовые уличные или квартирные опросы (качественники и количественники)
·         Интервью по телефону
·         Персональные опросы для проверки достоверности данных
·         Наблюдения
·         Эксперименты (дегустации, холл тесты, при тестировании новых продуктов)
·         Качественные исследования - индивидуальные глубинные интервью, групповые беседы (фокус группы). Сюда также входят групповые интервью – поиск нестандартного решения по задаче методом мозговой атаки
·         Выставки и ярмарки

 Посмотреть весь список вопросов

Оставить отзыв: